Главная » Статьи » Украинская анимация

История украинской анимации


Украинской анимации уже ни много, ни мало 88 лет. В 1927 году были сняты первые украинские мультики – «Украинизация» (Киев) и «Сказка про соломенного бычка» (Одесская киностудия). События 30-х годов, последовавшие за волной репрессий – Вторая мировая война, а затем и голод – практически уничтожили эту отрасли искусства. До 1959 года на Киевской киностудии было выпущено всего несколько десятков мультфильмов, среди которых «Запрещенный попугай», «Тук-Тук и его товарищ Жук», «Тук-Тук на огороде» и др. Чаще создавались т.н. «болты и гайки в томате». Мультипликаторы дали такое прозвище рисованным для научно-популярных и учебных фильмов о химических и физических процессах: движение молекул газов, проникновение одного вещества в другое и т.п.


Мультфильмы 1959–1990 гг.

В 1959 году украинская анимация начала свое возрождение под руководством художника и режиссера Ипполита Лазарчукана «Киевнаучфильме». Под своим крылом он объединил ряд студентов, которые совершенно не имели практики и навыков в этом крайне специфическом ремесле, ставших впоследствии известными во всем СССР. Первой такой «пробой пера» стала лента «Приключения Перца» (1960 год) – о защитнике природы от браконьеров. Одной из главных работ начинающих аниматоров можно считать мультфильм «Никита Кожемяка» (1965 год) режиссера Нины Василенко. Но всесоюзную известность коллектив получил после работы над мультфильмом «Медвежонок и тот, кто в речке живет» (1966 г.). Их наградой стала «Золотая туфелька» - первый приз на фестивале детских и юношеских фильмов в г. Готвальдов, Чехословацкая ССР (ныне Злин, Чехия).

А еще годом позже появился первый мультфильм из серии «Как казаки…» Владимира Дахно.

   Мультфильм про трех бравых казаков Запорожской Сечи, путешествующих по всей Европе сквозь века, имел феноменальный успех. Как и любая классика, серия не стареет до сих пор. В каких только ситуациях казаки не оказывались! Они сражались с крымскими татарами-работорговцами («Как казаки кулеш варили», 1967 г.), с целыми европейскими армиями («Как казаки в футбол играли», 1970 г.), с пиратами («Как казаки невест выручали», 1973 г.), с панщиной («Как казаки соль покупали», 1975 г.), с самими богами Олимпа («Как казаки олимпийцами стали», 1978 г.), с коварным кардиналом Ришелье («Как казаки мушкетерам помогали», 1979 г.), и даже с самой нечистой силой («Как казаки свадьбу гуляли», 1984 г.). Последними мультфильмами из этой серии стали «Как казаки инопланетян встречали» (1987 г.) и «Как казаки в хоккей играли» (1995 г.).


Возможно, одним из самых узнаваемых, ироничных и смешных мультфильмов тех лет является лента «Как жены мужей продавали» (1972 г.), снятая по мотивам шуточной народной песни. Согласно сюжету женщины пытаются избавиться от своих надоевших мужей на рынке: от бабника, от пьяницы, от лентяя, от низкорослого. Старая мать продает сына-холостяка, а затем покупает себе мужа-старика. Лентяй и пьяница остаются невостребованными и брошены подле непроданных горшков. Мультфильм получил награду в Загребе (Югославия) за оригинальность соединения народной музыки на Международном фестивале анимационных фильмов, а также в Нью-Йорке – диплом за третье место. Почти следом вышел мультфильм «Как мужья жен проучили», снятый также по мотивам шуточной украинской песни. Удивляла оригинальность картинки – изображение снято с использованием народной вышивки и все действие мультфильма будто бы проходит на украинском рушнике.

Пятисерийная новелла «Человек и слово» (1973 г.) создана для детей старшего возраста, и в какой-то мере – для взрослых. В них рассказывается о силе человеческого слова. На Всесоюзном кинофестивале в Баку в 1974 году мультфильм занял второе место.

 


В 1977 году появилась одна из главных мультипликационных лент Советского Союза – мультсериал «Приключения капитана Врунгеля». Последняя 13 серия мультфильма была снята в 1979 году. Приключения отважного капитана, его помощника Лома и попутчика Фукса стали первой серьезной работой гениального режиссера Давида Черкасского.


Следом за находчивой троицей отечественный зритель увидел мини-мультсериал «Доктор Айболит» (1985 г., 7 серий), а еще через три года – свободно интерпретированную экранизацию романа шотландского писателя Роберта Стивенсона «Остров сокровищ». Приключенческий роман, полный насилия и предательств, превратился в яркую комедию, снятую необычным способом. Мультфильм был снят таким образом, что некоторые его моменты (песни, которые нередко носили морализаторский характер) как бы «разбавлялись» игрой живых актеров, поэтому на экране зритель видел чередование – карикатурных рисованных пиратов и пиратов в исполнении ансамбля «Гротеск».


Лучшим признанием этих трех работ Давида Черкасского можно считать не столько многочисленные награды, сколько то, что каждый из мультфильмов был разобран на цитаты. «Остров сокровищ» входит в золотой фонд самых цитируемых работ советского кинематографа – практически каждая фраза героев и практическая каждая песня известны уже не одному поколению украинцев.

 


   Еще одним украинским гением анимации является режиссер и мультипликатор Александр Татарский. В 1981 году он создал узнаваемую двумя поколениями советских граждан заставку программы «Спокойной ночи, малыши», и в этом же году – «Пластилиновую ворону». Примечательно, что этот гениальный мультфильм хотели запретить цензоры как «идеологически безыдейный», но его спас кинорежиссер Эльдар Рязанов, показавший его по ТВ вопреки готовящемуся запрету. Мультфильм разделен на три части, идущие одна за другой, не связанные смыслом (кроме одного персонажа – бабушки с приспособлением для выбивания пыли из ковра), но самая известная – третья, именующаяся «А может, а может…».

  В 1983 году СССР увидел еще одну «пластилиновую гениальность» киевлянина – мультфильм «Падал прошлогодний снег». Эта новогодняя сказка является таким же неотъемлемым атрибутом новогодних праздников, как «Ирония судьбы, или С легким паром!». Абсурдный юмор превратил мультфильм в народное достояние – практически каждая реплика в нем превратилась в поговорку. Цензура также хотела запретить ленту, заявив, что Татарский должен снять мультфильм про пионеров, собирающих металлолом. Режиссер-мультипликатор пошел на уловку: сказал, что будет снимать про Ленина по мотивам произведения Михаила Зощенко. Только после того как цензоры испытали страх перед запрещенной темой, они разрешили съемки по первоначальному сценарию автора. Но даже во время «сдачи» мультфильма не обошлось без опасного казуса, который, к счастью, сошел на нет: режиссеру заявили, что тот неуважительно относится к русскому человеку, сказав, что «у вас всего один герой – русский мужик, и тот идиот». Заключительная мелодия мультфильма считается одной из самых трогательных в советской мультипликациии – самой известной.

 

Одно из самых громких имен прошлого украинской мультипликации – имя главного режиссера «Союзмультфильма» Александры Снежко-Блоцкой. Ее руке принадлежат известные «Легенды и мифы Древней Греции» (5 мультфильмово Персее, аргонавтах, Прометее и прочих). Кроме того, харьковчанка стала режиссером таких лент, как «Рикки-тикки-тави», «Кот, который гулял сам по себе» (по Редьярду Киплингу), «Конек-горбунок», «Гуси-лебеди» и ряду других работ, на которых выросло не одно поколение. Еще одной украинкой, внесшей еще больше доброты в советскую мультипликацию, стала киевлянка Наталья Гузева – автор сценария двухсерийного мультфильма «Капитошка» (1980 и 1989 гг.).

 


Интересно, что одна из самых известных экранизаций книги Льюса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» также снята в Киеве, как и ее продолжение – «Алиса в Зазеркалье». Работа режиссера Ефрема Пружанского сразу же стала культовой. Люди до сих пор не устают цитировать Алису, Чеширского кота, королев и других персонажей, чьи речи, на первый взгляд, кажутся бесконечно абсурдными.

 


Мультфильмы после 1991 г.

Многие самые известные мультфильмы СССР придумывались и снимались украинцами, однако после краха СССР жизнь украинского аниматора сильно изменилась – он лишился государственной поддержки. В одном из интервью Давид Черкасский заявил: «Вообще нет мультипликации (прим. - в Украине). Никакого абсолютно, нет абсолютно никакого финансирования. С девяностого года мультипликация просто умерла».

Правопреемником «Киевнаучфильма» по анимационному направлению стала студия «Укранимафильм», которая вследствие мирового экономического кризиса в 2008 году стала на грань банкротства в 2009-ом. Несмотря на мощный творческий потенциал, в Украине не существует ни одной крупной мультипликационной студии. Есть великое множество частных студий, но глобального проекта так и не появилось. Экономисты называют причину в неумении вести бизнес. Если судить по, скажем, российской студии анимации «Мельница», ответ становится очевидным: «Мельница» работает одновременно над несколькими проектами. Так, их первые работы («Карлик Нос» и «Алеша Попович и Тугарин Змей») оказались провальными с точки зрения сборов, но с учетом всех выпущенных мультфильмов – студия оказалась в выигрыше. Потратив всего около 36 миллионов долларов, мультипликаторы заработали почти 100 миллионов за годы своего существования. В Украине же студии создаются из расчета выпуска одной ленты, а вперед никто не заглядывает.

Корифеями украинской анимации считаются киевские студии «Борисфен-С» и «Укранімафільм». Определеннуюизвестностьзаимели «Новаторфільм», Одесская студия мультипликации, «Фарс», RunningPictures, MarcusStudio, ToonBuster, ArtProduction, AntistaticPictures, Animatix 4D, +energetic-, MokaStudio. Студий, специализирующихся на продукции для самого маленького зрителя, меньше. Среди них севастопольская студия «Чарівний ліхтар» и днепропетровская «Веснянка».

 


Первый украинский полнометражный мультфильм был рожден 10 учениками луганской школы мультипликации «Фантазеры» (самому младшему на момент съемок было 11 лет). Лента «Наши», нарисованная ребятами в 2012 году, рассказывает о жизни и борьбе «Молодой гвардии», которой в 2012 исполнилось 70 лет.

Интересной работой и смелым экспериментом для постсоветской анимации стал «мультсериал для взрослых» «Сказочная Русь», сделанный с помощью компьютерной графики. В нем актеры озвучивают «лиц, похожих на украинских политиков», высмеивающих злободневные темы и двойные стандарты в обстановке сказочного былинного государства.


В 2013 году советский мультфильм «Каравай» был адаптирован для незрячих детей. Он стал первым украинским мультфильмом такого рода и был показан во Львове. Народная артистка Украины Александра Бонковская озвучила его с помощью тифлокомментария (аудиодескрипция) – способа сопровождения видеоряда, отличного от субтитров или аудиокниги. Сложность работы заключалась в том, что артистке пришлось так выстроить текст, чтобы его могли понять даже те дети, которые никогда ничего не видели, и могли бы понять, о чем идет речь. Но, как показал эксперимент, дети всех возрастов отнеслись к нему с одинаковым восторгом. Работу решили продолжить, помогать творческому коллективу (в него также входят аспират Львовской политехники Андрей Демчук и звукорежиссер Евгений Шманенко) будет студия «Укранимафильм». Интересно, что это третья реинкарнация сказки «Солнечный каравай». Первый мультфильм был снят в 1951 году, а второй – в 1981 на киностудии «Киевнаучфильм».


Аниматоры, как большие дети, очень любят новинки! 3D-анимация стала для них целью, желанием показать украинскую картинку «со всех сторон». В 2012 году начались съемки первого государственного трехмерного анимационного проекта, который носит название «Кто боится дядюшку Бабая». Над ним работает гранд национальной мультипликации Давид Черкасский. Мультфильм-сказка покажет в новых красках самого страшного монстра украинского ребенка Бабая, мифическую птицу Алконоста, героев сказок Курицу Рябу, Ведьму, Черта, Козу-Дерезу и других персонажей. Автор «Приключений капитана Врунгеля» планирует снять его продолжение – также в 3D.

 


На звание первого негосударственного национального 3D-мультфильма претендует мультсериал «Буба». Оригинальный герой (забавный пушистый инопланетянин, желающий познать новый мир – Землю, а от того попадающий в комичные ситуации из-за непонимания местных обычаев) уже заимел ряд поклонников. «Буба» - первый украинский мультфильм, оказавшись на сайте Kickstarter (всемирноизвестный сайт, занимающийся сбором пожертвований для реализации производственных, творческих и научных проектов). Третьим за звание «первого» борется «Никита Кожемяка» - полнометражная сказка о приключениях сына известного богатыря.


Серьезным достижением в современной анимации Украины стало признание мультсериала «Народная мудрость» - первое место в номинации «Лучший мультипликационный короткометражный фильм» на Универсальном поликультурном фестивале кино в Лос-Анджелесе в 2013 году. Режиссерами выступили Степан Коваль и Владимир Задорожный. Сердца зрителей завоевало то, как с помощью поговорок и пословиц на протяжении 50 серий изображается украинский быт.

Если в период с 1991 по 2000 год мультфильмы практически не снимались, то с 2000 года начал ощущаться подъем отечественной мультипликации. Подрастающие украинцы смогли познакомиться с такими лентами, как «Шел трамвай №9» (2002 год – ряд наград на международных фестивалях в Германии, Польше и ряде других стран, в т.ч. в Японии), Next (в 2003 году признан лучшим мультиков в Австрии, Польше и Латвии). В 2005 году лучшими на Международных фестивалях в разных номинациях были признаны сразу три мультфильма – «Блуждая между», «Засыпает снег дороги» и «Пьеса для трех актеров».

Продолжение следует

                                                                                                                                   По материалам ukraine.ui.ua

Категория: Украинская анимация | Добавил: Admin (06.02.2015)
Просмотров: 1807 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar